Главная > Новости > 2015 > Взрослый взгляд на детский вопрос

Взрослый взгляд на детский вопрос  (01.10.15)

29 сентября на факультете филологии и медиакоммуникаций состоялся круглый стол на тему «Детство в дискурсивном пространстве региона». Целью данного мероприятия стало комплексное исследование институционального и персонального дискурсов с участием детей и подростков Омска и Омской области, выявление предпочитаемых ими типов коммуникаций, а также изучение фрагментов языкового сознания детей и подростков, отражающих их коммуникативные, социальные и моральные ценности.

Каждый из нас, наверное, слышал такое выражение как «Вот у нас было детство». Раньше такая фраза была присуща только старшему поколению, однако и в речи людей, родившихся в 80-90-хх годах, она стала использоваться все чаще. Дело в том, что уже стала очевидна огромная разница в сознании предшествующих поколений и поколения «нулевых». В чем же особенности их сознания, и в какой информационной среде формируется нынешняя молодежь – во всех этих вопросах разбирались эксперты.  

О «Дискурсивном пространстве городских номинаций торговых организаций, продающих товары для детей» рассказала доктор филологических наук, профессор Лариса Олеговна Бутакова. Была проделана большая работа с детьми, проведены семантические эксперименты. В ходе исследований было выявлено, что в магазинах детской одежды лидируют такие номинации, как «ребенок и детство» -17,7%,иноязычные номинации (английский, немецкие, итальянские) - 5,2%, русскоязычные и смешанные - 12,5%. В большинстве случаев товары нацелены на актуальную для детей информацию. В качестве примера были приведены различные товары с изображением «Маши и Медведя», любимых мультипликационных героев современных детей. 

Следующим с не менее интересным докладом «Шутки – детям: к вопросу о борьбе дискурсов на поле юмора» выступила доктор филологических наук, профессор Наталья Васильевна Орлова. Хоть речь и шла о детских шутках, однако примеры  немало повеселили и взрослых. Наталья Васильевна рассказала о природе юмора в целом, о том, что ее отражают три теории: теория несоответствия (Кант), теория превосходства (Платон) и теория утешения (Фрейд).

Базой для исследования послужили два журнала: «Губка Боб» и «Непоседа». Так, в ходе изучения было выявлено, что в журнале «Губка Боб» открыто демонстрируется юмор-издевка, ирония (которая не понятна детям), агрессия, высмеивание родителей. А в «Непоседе» все гораздо лучше: тут однозначно только «чистый» юмор и доброжелательная тональность.

Екатерина Сергеевна Козловская заинтересовала докладом «Психолингвистические особенности рекламных текстов детских товаров». Ведь эта тема была о воздействии рекламы уже не на детей, а на их родителей, которые покупают эти товары. Екатерина Сергеевна рассказала о  методах такого воздействия в рекламном тексте и привела немало иллюстрирующих основные тезисы примеров. Один из них – реклама подгузников «Либеро».

Последним и завершающим исследованием стал доклад Полины Швайцер на тему «Восприятие художественных текстов респондентами – школьниками». Был проведен опрос среди школьников 10 и 11 классов на понимание одних и тех же текстов: «Сожженное письмо» и «Ионыч». Выводы оказались неожиданными и неоднозначными.

Беседа в рамках проведенного круглого стола  была продуктивной. После выступления всех спикеров было бурное обсуждение докладов, обмен вопросами и наставлениями. Круглый стол прошел на такой позитивной ноте, что все собравшиеся так и не заметили, как пролетело время. И единогласно решили, что подобные дискуссии надо проводить чаще. 

Еще больше фотографий с круглого стола можно найти здесь

Валерия Харальцова
Пресс-служба факультета филологии и медиакоммуникаций

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.